понедельник, 7 октября 2013 г.

Про Алтай.

Этим летом я провел более месяца на Алтае. Я успел слетать туда дважды - на Доллар Фест и на Короля Азии. Еще зимой я решил, что посещу оба этих мероприятия. Но на самом деле праздников было гораздо больше...

- Как дела? - спросил меня один из моих иностранных друзей.
- Хорошо, я только вернулся с Алтая. Это был отличный трип и он превзошел все мои ожидания! - ответил я, особо не думая.
- Почему так?

И я начал перебирать в голове все события прошедших недель.
На протяжении всего трипа меня окружали близкие по духу люди, и только они. Кого-то я уже давно знал, с кем-то еще не успел познакомиться, но все они казались родными и близкими. Кто-то катался на лодках, кто-то просто тусовался со всеми, но это не имело значения.


Алтай - место силы. Красота и величие гор заряжают энергией...
Мы выехали из Новосибирска утром, весь день ехали на машине, а в час ночи у нас лопнуло колесо. Мы не доехали до места стоянки всего 5км. Прямо посередине моста через Урсул, Костян как ни в чем не бывало, поставил запаску, и мы смогли закончить наш путь на колесах. Приехав на стрелку Катуни с Урсулом, мы встретились с друзьями, которые уже ждали нас на месте. Меня удивило, что они спали прямо под открытым небом, даже без тента. Я взглянул на небо, и не смог оторвать глаз. Оно было так рядом - множество ярких звезд завораживало мое сознание. Я постелил коврик, залез в спальник и лег под звездами рядом с Михой Буровым. Прохладный ветерок дул мне в лицо, а я лежал и смотрел на звезды. Мы общались с Михой, как вдруг я заметил, что звезд больше не видно - светало... Через пару часов поднимется солнце, станет жарко, и спать будет невозможно - подумал я и закрыл глаза...
Проснулся я и правда от яркого солнца, светящего мне в глаза.



Потом мы сплавлялись по Урсулу. На слеующий день по Катуни, а дальше мы отправились в мой первый автономный сплав на каяках. Заброска на Сумульту заняла почти 2 дня - мы сплавлялись вниз по Катуне, потом ехали несколько часов на Уазике. Переночевали перед перевалом и продолжили наш путь на следующий день. Сначала через перевал на уазике, а потом 5 часов пешком. Далее нас ждало 2 полных дня сплава по красивейшей речке на груженых лодках. После тяжелой заброски все дальнейшие приключения кажутся еще более интересными и приятными - речка однозначно того стоила!



После Сумульты мы переехали на турбазу Кочевник, расположенную на р. Чуя сразу за Мажойским каскадом. Дальше был сплав по Чуе, верхнему Башкаусу и нижнему Чулышману. Чулышман произвел на меня особое впечатление. Дорога к реке лежит через красивейший перевал. Я никогда не видел до этого таких крутых и опасных серпантинов. Ехать было реально страшно. В высоких скальных стенах протекает река. Со скал многометровыми водопадами падали ручьи-притоки. Это лето выдалось дождливым, и воды было много. Пороги напоминали Африканский бигвольюм, плыть на игровой лодке было очень интересно - множество валов и бочек. Куча мест, где можно прыгать кикфлипы и вейвилы, встретилось несколько отличных катальных волн, правда без перезахода, и пара порогов, где надо было выдержать линию движения. Тогда меня все это впечатлило...






А через 2 дня я понял, что это был действительно игровой сплав, не представляющий вообще никакой сложности. Тогда Вася позвал меня катать Мажой. Троечный тур закончился, и многие уехали домой, участники Короля Азии еще не приехали, поэтому народу в лагере было совсем не много. На Мажой мы поехали втроем - немец Бобби, Вася и я. "Поедем с самого верху и неспеша, тк с нами парень, который здесь в первый раз." - сказал Вася для Бобби, имея ввиду меня. А для меня это был вообще по сути первый полноценный сплав на большой лодке (до этого я везде катался на игровухе или на родейниках).
Когда приехали на старт, Вася посмотрел на реку, а потом на меня:
"Ну что, Андрюша - тебе сегодня пи%#ец, воды дофига." Ну чтож, если Вася так сказал, значит все по плану - подумал я про себя довольно спокойно. К тому же поводов для волнения пока не было - передо мной была совершенно спокойная равнинная речка. Мы поплыли, и минут через 10 начались пороги. В каком-то месте Вася произнес очередную устрашающую фразу и пороги пошли нонстопом. Главное было держаться за Васей и Бобби. Мы плыли без остановок в довольно бодром темпе, при этом мощность порогов возрастала (тут мне вспомнилась фраза про то, что сегодня поедем неспеша). В какой-то момент Бобби сказал, что верхняя часть каскада подходит к концу и скоро начнется самое интересное. Потом мы проехали парочку довольно мощных порогов, в которых я себя уже чувствовал не очень уверенно. Я подумал, что начался нижний Мажой, но через пару минут Вася зачалился в улове перед Президиумом, и сказал что сейчас все только начнется!


Мы поднялись в гору и осмотрели порог с высоты метров 50. Внизу виднелись огромные бочки и довольно явный проход между ними. Но как все это будет выглядеть изнутри? Я поехал следом за Васей, все прошло нормально, порог показался мне не очень сложным, правда проехал я его кувырком. Дальше была Разминка. "Тут главное не попади в огромную бочару слева" - сказал Вася и поплыл. Оказалось, что вся струя давит тебя как раз к левому берегу. Я пытался уйти на траверсе, но в итоге свалился в бочку лагом. Долго пытался выйти из бочки на ровном киле, но попытки были безуспешны, потом начал крутить родео и уже подумывал об отстреле. Но я понимал - по такой воде нельзя плавать по собачьи. Вода очень мощная и течет нонстопом в узком каньоне из одного порога в другой. В какой-то момент меня перевернуло через нос, и я почувствовал, что продавило. Я встал на последнем дыхании и с огромными глазами зачалился к Васе и Бобби - они улыбались... Следи за дыханием - постоянно говорил Вася, но после заварки я не мог восстановить дыхание еще долго. Оно снова сбивалось в каждом пороге, я уже устал и при этом очень сильно боялся. Еще пару порогов я проехал в стиле сардельки в супе. Я вставал не с первого раза и довольно долго плыл вниз головой. Вода имеет большую турбулентность, поэтому весло часто проваливается. А после каждого порога Вася говорил, что самое интересное еще впереди! Я плыл и думал, что такой сплав не для меня, я не хотел больше плавать по Мажою и не понимал, хочу ли я вообще в дальнейшем сплавляться... У меня на шлеме была гоу про, но после каждого порога я ловил себя на мысли, что снова забыл включить запись.


Впереди оставалось 2 мощнейших порога - Русские горки и Недотрога. С берега выглядели очень страшно, но прошел я их довольно неплохо. За Недотрогой я спросил Васю что будет дальше, а он как всегда ответил что мне пи%#ец и уехал вперед. А Бобби сказал - теперь наслаждайся! И я уже более спокойно поехал за ними. Дальше был уже знакомый кусок от порога Малыш. Еще вчера я плыл там с огромными глазами и всего боялся, а теперь я прошел его довольно расслабленно, понимая что все самое страшное позади. Когда мы выплыли из каньона, я был благодарен Васе за то, что я не утонул...
Но все это были лишь эмоции. Мое сознание навсегда расширилось, теперь я понимаю о чем писал Перта в своих отчетах. Я постоянно вспоминал об их приключениях и Высшей Пробе. Я пересмотрел этот фильм десятки раз, но даже близко не мог представить каково все это на самом деле!


На следующий день Вася снова позвал меня на Мажой, но уже сразу на нижний. Я стал катать этот участок каждый день. И я получал все больше и больше удовольствия от сплава, я практически перестал переворачиваться и научился контролировать большую лодку. Мне уже хотелось прокатиться по этому участку на время, и я старался получше запомнить все линии - ведь скоро начинался Король Азии!


В один из дней нас ждала квалификация - сплав на время от порога Малыш до Чибитской поляны. В первой попытке я залип в небольшой бочке, которую никогда раньше не замечал и потерял много времени. Вторая попытка получилась гораздо лучше - я шел довольно четко, нигде не залипая и не переворачиваясь. Но в последнем пороге меня развернуло кормой вперед и я потерял несколько секунд. Именно их мне и не хватило для попадания в финал. В итоге 14 место в квалификации. Результатом я остался доволен. Из 10-ти прошедших в финал было 6 зарубежных каякеров (из США, Швейцарии, Канады, Норвегии). При этом я постоянно катался на чужих лодках и толком не мог к ним привыкнуть, и греб коротким родейным веслом.




Но у меня еще были шансы пройти в финал. Для этого нужно было попасть в тройку во время китайской гонки, которая проходила на следующий день на пороге Бегемот. Стартовали бегом с берега - нужно запрыгнуть в лодку, надеть юбку и пройти порог. Одновременно стартует более 20ти человек. Кто-то с разгону запрыгивал в лодку и одевал юбку уже на воде, кто-то тут же переворачивался. Я же быстро натянул юбку на берегу и сразу вырвался на третье место (кстати тут большое значение имеет какая у вас юбка - я плавал в юбке Pyranha - простая и надежная, крепко сидит, не течет и легко одевается). Весь порог мы постоянно бодались, обгоняя друг друга. Заключительный слив я прошел на 2м месте, но уже на выкате допустил досадную ошибку и перевернулся. Силы уже были на исходе, и встал я не сразу, тут же понял, что попал в небольшое уловцо за камнем - в этот момент мимо меня проехало несколько человек, и я выбыл из борьбы.


В этот же день проходила самая интересная и зрелищная дисциплина - каяк кросс. Старт по четверкам с моста - приземляешься в бурлящую воду сразу за бочкой, многих переворачивало или разворачивало кормой вперед. Дальше нужно было коснуться ладонью 3-х буйков, расположенных по уловам на разных берегах реки. В первом же заезде мне в компанию Достались Митяй и Леха Лукин. Мы с Лехой вырвались вперед со старта, и, пока мы выясняли отношения, Митяй нас объехал. До последнего буйка я шел вторым, но на финишном траверсе Леха обогнал меня. Позже оказалось, что он стал победителем этой дисциплины, наконец таки оставив Гогу на втором месте. 3-м стал Ваня Козлачков.




На следующий день проходили супер-финалы, победил снова Гога, но это уже было не главное… Ведь на этот день была назначена свадьба Васи Порсева и Маши Добржитской! Я узнал об этом уже будучи на Алтае, и почему-то не относился к этому мероприятию слишком серьезно - Маша и Вася давно уже жили вместе, Маша уже с весны ходит пузатая, ну а теперь они просто решили отметить это дело в компании друзей - представлялось мне. Оказалось же, что это была настоящая свадьба со всеми русскими обычаями! Многие готовились к ней и позаботились, чтобы все было очень красиво и торжественно, но в то же время непринужденно. Это несомненно лучшая свадьба, на которой я был! Мне кажется почти каждый гость мечтал о чем-то подобном в своей жизни.

Пока девчёнки наряжались в платья, мы устроили мальчишник.
Мальчишник слегка затянулся...
Наш банкетный зал. Такие декорации не купишь ни за какие деньги!
И вот наконец появляется невеста в сопровождении множества прекрасных девушек.
Наверное, самые счатстливые люди на свете.
Торжественный проход через арку из весел.
Девченки ловят букет невесты.
Свадебный стол.
Ну а как только стемнело, началось заключительное пати Короля Азии - тут зажигали все, а особенно отожгли Ваня-Тело и Шкет. Надеюсь вы уже в порядке, друзья =). Бесполезно рассказывать про такие события - в них надо принимать участие самому.


Я рассказал лишь малую часть того, что было на Алае, но попытался передать атмосферу этого места. Написанные слова лишь частично могут передать пережитые мной эмоции. Этим летом сюда приезжало более 10ти европейцев и американцов и каждый из них сказал, что это несомненно было одно из лучших путешествий в их жизне! Мы должны гордиться, что у нас в стране есть такие замечательные горы и реки.  Это реки мирового класса! А соревнования Король Азии - одна из самых экстремальных гонок в мире. Цените и наслаждайтесь, и если вы там еще не были - обязательно съездите на Алтай!


Огромное спасибо команде Riverzoo за то, что можно было полностью отключить голову и просто наслаждаться происходящим! А так же спасибо всем, кто там был - за эмоции, атмосферу и все остальное…

Джабе!

1 комментарий: