понедельник, 23 июня 2014 г.

Zambezi River Festival 2013.

Лет 8 назад, кога я еще только начинал заниматься каякингом, я наткнулся на отчет русских каякеров, съездивших на Замбези. Там были какие-то совершенно эпические фотографии с огромными порогами и маленькими лодочками. Тогда я даже и мечтать не мог, что спустя несколько лет я сам буду там сплавляться…

Фото Александра Давыдова из их экспедиции на Замбези в 2004 г.
Поводом поехать в Замбию послужил фестиваль каякинга, который я хотел посетить уже второй год подряд. В прошлом году поездка сорвалась, а в этом, не смотря на многие сложности, решено было ехать! "Ведь если есть возможность - то почему не ехать? В следующем году такой возможности может уже не быть." - примерно такими были мои решающие мысли перед покупкой билетов.


Zambezi Kayak Festival - это недельный праздник для каякеров, который ежегодно происходит на одной из лучших рек мира - Замбези.

Кратко распишу про каждый день:

0 день - это день заезда, регистрации, знакомства и препати. В общем день без каякинга, поэтому обозначим его цифрой 0. Вечером этого дня всем участникам, а так же сочувствующим было предложено совершить круиз по верхней Замбези (выше водопада) на большой лодке с бесплатным баром. Бар был условно бесплатным (круиз стоил около 50$),  но все же безлимитным, и бармен всегда с радостью наполнял бокалы любым напитком. Это конечно же сказалось наилучшим образом на состоянии участников, и вечер удался очень веселым. После этого все поняли, что с Русскими лучше не играть в алкогольные игры. Пати продолжилось уже в городе в одном из кемпингов.  Как хорошо, что на следующий день не надо было соревноваться!




1 день - ознакомительный сплав от 1-го до 25-го порога. В связи с многочисленными задержками и медленной скоростью движения решено было сократить сплав и уехать после 13-го порога.  Для меня, как и для большинства, это был первый день на Замбези. Перед каждым порогом приходилось бояться, внимательно вслушиваясь в слова гида, рассказывающего траекторию движения, а потом с широко раскрытыми глазами ехать порог. Пороги совсем не совпадали с тем, что мне представлялось после описания гида. Если там была какая-то линия, то терял я ее обычно довольно быстро и дальше ехал кувырком. В общем мы получили массу впечатлений в первый день.



2 день - гонка на скорость от 1-го до 10-го порога. По пути обязательный обнос порога №9 "Коммерческое самоубийство". Ну а после 10-го порога самое интересное - финиш гонки на вершине высоченного каньона. Со всей снарягой и с лодкой нужно было забраться на высоту около 200м по крутой тропе, которая местами осыпается, и там сделана деревянная лестница. Эта гонка доставила мне особенно много впечатлений, поэтому расскажу про нее подробно:


Примерно час гребли под палящим солнцем на полную скорость. Все это на коротком родейнике (у меня наверно была самая короткая лодка и самое короткое весло из всех участников). Двое парней на сплавных лодках сразу оторвались вперед, а я возглавил группу преследования. Вскоре от нашей группы осталось 3 человека, лидер постоянно менялся. Парни явно имели преимущество на гладкой воде за счет более длинных олдскульных родейников, но в порогах я обычно сокращал дистанцию. Все равно получается, что они первые обносят 9-й порог и стартуют дальше, а это практически финиш сплавной части - остается один небольшой порожек. Но, благодаря хорошему чтению воды, мне удается обогнать сначала одного, а потом и нагнать второго - уже в финишном улове он решил срезать и погреб против струи. Ну а впереди самое интересное - подъем в гору. Внизу был холодильник с водой, где можно было освежиться, но я решил не тратить время и даже не остановился на секунду, чтобы взять бутылочку с собой. Я резво побежал вверх и достаточно сильно оторвался от двух моих преследователей. Двое других со сплавными лодками были уже далеко впереди. Но довольно быстро и так довольно крутая тропинка перешла в лестницу из кривых палок. В этот момент я понял, что очень не кстати забыл в кемпинге сплавные ботинки (на ногах у меня были сланцы). Тапки постоянно соскальзывали, а иногда совсем слетали. Кроме того к этому моменту мой спринтерский старт дал о себе знать, и я понял, что больше в таком темпе не могу. Периодически останавливаясь подышать, я медленно двигался выше.. Вершина была уже видна - вот он, финиш совсем близко. Я собрал все усилия в кулак и сделал финишный рывок. Поднявшись за перегиб, наступило разочарование - тропинке не было видно и конца. Посмотрев на противоположный берег, я понял, что в лучшем случае я добрался до середины каньона. Наступило разочарование, сделав еще десяток шагов, я упал на землю, чтобы немного отдышаться. В этот момент я уже почти готов был сдаться, но увидел что снизу приближаются мои преследователи. И это дало мне толчок. Я пошел дальше. Потом на пути было еще пару таких перегибов, которые казались финишом. Я не раз пожалел, что не взял с собой воды. Во рту пересохло, пот лился ручьями, организм был обезвожен, а с ног продолжали спадать сланцы. Не забывайте, что на плече лодка, в руке весло, а на теле куртка, юбка, спасжилет и каска. Наконец я понял, что босиком будет лучше. Подъем продолжался бесконечные 20 минут, после чего я поднялся на уже пологий финишный отрезок. И тут меня ждало новое испытание - бег босиком по раскаленному песку. Я никогда не думал, что земля может так сильно нагреться от солнца. Не смотря на полное отсутствие сил, я пробежал очень быстро, просто потому, что уже не мог терпеть боль… И вот он - ФИНИШ и 3 место! Это была несомненно самая тяжелая гонка в моей жизни!
P.S. К таким гонкам, конечно, надо готовиться заранее. Нужно иметь как хорошую физическую форму, так и соответствующее снаряжение. Нужно знать реку, правильно распределять свои силы, накануне ложиться спать трезвым и т.д.
Я же забил на все эти пункты и просто выложился по полной :) 




3 день - каяк кросс на пороге №5. Это довольно короткий, но очень мощный и зрелищный порог. Примерно через раз мне удавалось пройти его без переворотов. Старт из улова с рафта по 4 каяка, траверс на другой берег по слабо текущей струе, потом порог и финиш в улове на правом берегу. Конечно банера на мой взгляд были расставлены не интересно, и почти всегда результат определялся стартом и греблей по ровной воде. В каком порядке народ уходил в порог - так обычно и финишировал. Первые 2 места безоговорочно заняли самые длинные лодки. Я оказался лучшим из оставшихся - 3 место. Тут начали поговаривать, что с русскими бесполезно соревноваться. Андрюха перепивал всех в баре и борол в армрестлинге, а я показывал отличные результаты в спортивных состязаниях.



4 день - слалом на самом длинном пороге Замбези - порог №7 "Путешествие Гулливера". В этом пороге было больше всего отстрелов, у каждого тут всегда своя линия! А теперь нужно было на время проехать порог, при этом дотронуться веслом до 3-х буйков. Финишировать нужно было в левой протоке, объехав справа огромную бочару, после чего сделать траверс через пол реки и пробить еще одну бочару, которую обычно все стараются объезжать! На этот раз большие сплавные лодки не смогли воспользоваться своим преимуществом - первые 2 места заняли родеисты. Я выиграл эту дисциплину. Кстати, до моего заезда многие не верили, что на родейнике вообще можно попасть в левую протоку. Человек 7 до меня уплыли вправо.


5 день - фристайл на пороге №12b. Это моя стихия и то, чем я привык заниматься прошедшие несколько лет. Но фристайл на Замбези отличается от того, к чему я привык. Даже тут приходится бороться с собой. Чтобы зайти на волну, нужно преодолеть несколько метров пены, постоянно подкусывающей лодку и сбрасывающей тебя вниз. Сразу за пеной довольно большая бочка - нужно загрести практически в нее и в последний момент поставить крен влево и уехать на волну. Сама волна состоит из двух частей. Правая часть - косая пенная структура, переходящая с одной стороны в бочку, а с другой сторону в зеленый промывной язык. Вторая часть находится сразу за этим языком - собственно большая зеленая волна с пенной шапкой. Она немного пульсирует, поэтому всегда нужно следить за этим, чтобы не промыться. Многим неудавалось доехать даже до первой части волны. Ну а если кто-то доезжал, то дальше надо было долго серфить в ожидании момента, когда на зеленом языке появится пенка и можно будет уехать на основную волну. К этому времени сил на катание обычно уже не оставалось. За мое первое катание на волне я пытался зайти туда 4 раза, из них 2 было успешных. После чего я чуть не отстрелился, т.к. не было сил выполнить эскимос.
После второго моего заезда ни у кого даже не возникло вопросов кто победит. Я сделал несколько дорогих и зрелищных трюков, не оставив никому шансов на победу.




6 день - гонка на рафтах от 1-го до 10-го порога. Эта гонка не шла в общий зачет и была сделана просто для фана. Многие к 6-му дню чувствовали себя не очень хорошо, поэтому набралось всего 3 команды. На каждом рафту сидело по 5-6 человек, один из которых местный гид. Так же в команду входило по 1-му каякеру, который должен был страховать рафтеров и постоянно плыть рядом. Как одному из лучших каякеров по итогам первых дней мне досталась роль страховки. Плывя рядом с рафтом, я не завидовал ребятам - им приходилось напрягаться значительно сильнее, а я греб рядом в обычном ритме. Но не смотря ни на что, все получили море удовольствия и остались довольны! Самое главное, что потом не надо было тащить рафты на верх каньона - эту работу всегда выполняли наши черные братья, за что им большое спасибо! В пороге №8 наш рафт засерфил в одной из бочек. После почти минутного серфа и различных попыток выгрести, командой решено было специально перевернуть судно, после чего рафт успешно промыло. Это было одно из самых ярких впечатлений для многих участников.


7 день - заключительная финальная гонка с сюрпризом. Сюрпризом оказалось то, что гоняться мы будем не на каяках, а на надувных лодках. Шестерым лучшим каякерам по итогам всего фестиваля теперь предстояло проехать все основные пороги Замбези на  надувных, малоуправляемых посудинах. Я не имел никакого опыта сплава на подобных лодках, поэтому приключался в каждом пороге. В каяке я привык использовать все структуры потока, постоянно ездить на кренах и пробивать все валы под углом, ставя при этом крен. На этой же лодке все было по другому - я перевернулся на первом же траверсе. Как я потом понял нужно тупо грести вперед, выставляя нос перпендикулярно всем препятствиям. Малейшая волна, идущая с боку легко может перевернуть тебя, а вот по прямой легко проходятся даже большие волны. Но т.к. в большинстве порогах волны надвигаются на тебя с разных сторон, то плавать рядом с лодкой по-прежнему приходилось много. В самом длинном пороге "Путешествие Гулливера" я перевернулся на самом заходе, пол порога проплыл держась за лодку, потом меня от нее оторвало, и дальше большую часть времени я плыл под водой. Турбулентность очень высокая, на реке возникает множество воронок и подводных течений, которые не дают всплывать тебе на поверхность, даже не смотря на наличие спасжилета. Но в конце порога меня уже ждал страховочный рафт - мне помогли выбраться и поймали мое весло и лодку. После чего, немного отдышавшись, я продолжил гонку. За всю свою жизнь я не заплывал столько раз, как в этот день. А на финише всех ждала неизменная традиция - за каждый заплыв нужно выпить бутылку пива из неопренового ботинка. К счастью пиво у них довольно мягкое и в маленьких бутылках. В итоге в этот день я финишировал 5-м.




Вечером должно было состояться награждение и финальная вечеринка в одном из баров Ливингстона. Кто победил, до последнего момента было загадкой. Местный парень из Зимбабве по имени Виндэс выиграл первые 2 дисциплины, при этом он выступал на длинной лодке и набрал минимум очков во фристайле. Я выиграл фристайл и слалом, а так же был 3-м в первых двух гонках. Но финальная гонка внесла свои коррективы. На надувных лодках лучше всех оказался Марк из ЮАР - он занял 3-е место в общем зачете. Второе место досталось мне. А победителем фестиваля стал единственный чернокожий участник Виндэс. Наверное так было к лучшему, ведь главным призом был каяк Pyranha. И кто, как не местный, больше всех нуждается в новой лодке? Самому на неё ему никогда не заработать. 


Фестиваль закончился, и многие участники стали разъезжаться по разным уголкам планеты. Тут была пара с Аляски, целые команды из Англии и ЮАР, а так же ребята из Новой Зеландии, Европы, Африки и, конечно, двое российских участников. Это был отличный фестиваль, сделанный каякерами для каякеров. Многие приехали сюда просто отдохнуть, покататься и хорошо провести время в компании себеподобных. Далеко не все гонялись на время - многие просто проходили дистанцию в свое удовольствие. Ведь каякинг в первую очередь это фан! Я приехал на Замбези тоже без каких-либо спортивных амбиций. Мне хотелось покататься по культовой реке, а фестиваль был отличной возможностью сделать это дешевле и веселее. Zambezi River Festival - это недельный праздник каякинга для всех! Там будет интересно как профи, так и каякерам среднего уровня. Очень хотелось бы увидеть на Замбези большую команду из России. Кстати этого хотелось бы не только мне - все участники и организаторы были очень рады русским гостям, и приглашают всех уже в этом году!


В 2014 году фестиваль пройдет в более насыщенном темпе - все те же самые дисциплины, но за 5 дней - с 24 по 28 октября. Подробную программу фестиваля можно посмотреть на сайте.
Для всех желающих туда поехать я собираюсь организовать каяк-трип на Замбези в октябре 2014. Неделя катания по Замбези, подготовка к фестивалю и участие в Zambezi River Festival 2014. Ну и конечно же посещение красивейшего водопада Виктория и прочих достопримов. Так же возможна организация этно-трипа по Замбии и соседним странам. Подробности появятся позже, а пока я жду писем от заинтересованных людей для детального обсуждения планов. Бюджет поездки на 2 недели около 110-120тр (Москва-Москва). И вариантов бомж-каякинга, к сожалению, нет...


Комментариев нет:

Отправить комментарий